Рейс AQ-243: шансов выжить – один на миллион

Боинг 737-29, летевший рейсом AQ 243 на Гонолулу начал разваливаться прямо в воздухе. Шансов выжить в такой ситуации у экипажа и пассажиров было один на миллион, не больше.

28.04.1988г, 13:58, аэропорта Кахулуи о. Мауи, Гавайи

Несколько служащих аэропорта, прикрывая руками глаза от солнца, смотрели на заходящий на посадку Боинг. Этого самолета не было в расписании. «Как-то странно на посадку идет, на левое крыло заваливается», — заметил один. «И скорость почему-то не снижает – он что, ненормальный, на такой скорости садиться?», — ответил ему второй.

«Господи Исусе!» — раздался чей-то шепот: у снижающегося самолета отсутствовала часть фюзеляжа! Словно гигантский монстр вцепился зубами в тело Боинга и вырвал с мясом значительную его часть. Над летным полет раздался истошный женский крик.

Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines

Боинг с регистрационным номером N73711 был старейшим самолетом в Aloha Airlines. Выпущенный в 1969 году, он несколько раз сменил хозяина-авиакомпанию и несколько раз менял имя. Теперь он назывался Queen Liliuokalani и работал «рейсовым автобусом», летая между островами архипелага. Каждый день он совершал 8-10 рейсов, каждый длительностью не более 30-40 минут. 28 апреля борт должен был лететь по маршруту о. Гавайи-Гонолулу. Время полета – 35 минут. Командир экипажа – Роберт Шорнштаймер (10 лет стажа, 8.500 часов налета), второй пилот — Мэделин Л. Томпкинс (8 лет стажа, 8.000 часов налета) и три стюардессы. Боинг прошел предполетный досмотр (все нормально, самолет к полету готов). В 13:25 Queen Liliuokalani, имея на борту 95 человек, оторвался от взлетной полосы и взял курс на Гонолулу.

А между тем…

А между тем к апрелю 1988 года Боинг успел налетать более 35.400 часов, большая часть из которых приходилась на короткие маршруты между аэропортами Гавайских островов. Самая сложная и ответственная часть каждого полета – это взлет-посадка, когда самолет испытывает сильнейшие нагрузки. Каждый взлет и каждая посадка – это сильнейший удар по всей машине, «микро-инфаркт», который никогда не проходит бесследно. Боинг Queen Liliuokalani, летая на внутренних рейсах, переносил по 15-20 таких «микро-инфарктов» ежедневно. За 19 лет он «напрыгал» по Гавайским островам почти 90.000 циклов взлет-посадка – абсолютный рекорд того времени для машин такого класса. Соленый морской воздух не способствовал здоровью самолета – оно было сильно подорвано. Машине давно пора было уйти на пенсию, но наступал новый день, и Queen Liliuokalani снова поднимался в воздух.

Авария на высоте 7.500 метров

В 13:48 Боинг достиг эшелона FL240 (7.500м). На этой высоте разница давлений внутри самолета и снаружи — трехкратная. Достаточно малейшей микротрещины, чтобы катастрофа стала неизбежной. В 13:48 змейка трещины побежала прямо по потолку салона первого класса и под давлением изнутри самолет начал раскрываться как консервная банка. В доли секунды сорвало 35 кв. м. фюзеляжа вместе с проводкой, теплоизоляцией и багажными полками. Пассажиры оказались под открытым небом на высоте 7.500м, при скорости набегающего потока 500 км/ч и температуре минус 45 градусов. В салоне бушевал натуральный ураган. Не хватало воздуха. Пассажиры не могли надеть кислородные маски – их просто не было. Стюардесса Мишель Хонда в этой ситуации оказалась одна – напарница Джейн была ранена и лежала без сознания, Клара-Белль не отзывалась. Мишель даже не знала, живы ли пилоты, но проявила мужество, действовала быстро, решительно – сгруппировала пассажиров, не допустила паники. В кабине пилотов

— Командир, что будем делать?

— Садиться, и как можно скорее.

— Ближайший аэропорт – Кахулуи на о. Мауи

— Разворачиваемся на Кахулуи. Теперь остается только молиться, чтобы Боинг не развалился до того, как мы приземлимся. Самолет начал снижать скорость и высоту, показался о. Мауи. — Командир, при снижении скорости ниже 315 км/ч самолет теряет управление.

— Скорость не снижать, садиться будем на повышенной скорости. Выпускаем шасси.

— Командир, сигнала индикации выхода передней стойки шасси нет.

— Кахулуи, что скажете о нашем переднем шасси?

— Визуально наблюдаем: шасси выпущено. Но зафиксировано ли оно в рабочем положении? Этого пилоты не знали. Если нет – садиться самолету придется на брюхо.

Экстремальная посадка

Обычно перед экстремальной посадкой самолет летает несколько часов, сжигая топливо до последнего литра. Если при посадке топливо взорвется – ни у кого из находящихся на борту не будет ни одного шанса выжить. Но сколько еще продержится в воздухе разваливающийся на части Боинг? Час? Или несколько минут? Поэтому Шорнштаймер принял решение садиться с полными баками. — Командир, снижаемся. Левый мотор заглох.

— Закрылки не выпускать.

— А как же будем тормозить?

— Шасси и реверсом двигателя.

— Понятно. Отче наш, сущий на небесах… В 13:58 шасси Боинга коснулись взлетно-посадочной полосы. Навстречу ему с воем неслись машины пожарной и скорой помощи.

Рейс AQ-243: шансов выжить – один на миллион
Фото из открытых источников

Рейс AQ-243: шансов выжить – один на миллион
Фото из открытых источников

Когда летчики выбрались наружу, они увидели, что нос самолета болтался на нескольких балках.

Рейс AQ-243: шансов выжить – один на миллион
Фото из открытых источников

Благодаря действиям пилотов, все пассажиры остались живы, отделавшись травмами различной степени тяжести. Без вести пропала стюардесса Клара-Белль Лэнсинг – в момент аварии потоком воздуха ее выбросило наружу. Тело ее так и не было найдено, но вряд ли кто сомневается, что она погибла. Автор Klim Podkova

Источник: esoreiter.ru